01.png 02.png 03.png logo.jpg 07.png
Победитель в номинации «Лучшие объекты государственного значения»

Второй пусковой комплекс Санкт-Петербургского метрополитена

Второй пусковой комплекс Фрунзенского радиуса Санкт-Петербургского метрополитена, включая станции «Проспект Славы», «Дунайский проспект», «Южная»

На юге Санкт-Петербурга в районе Купчино ведется строительство второго пускового комплекса Фрунзенско-Приморской линии (линия 5) от станции «Международная» до конечной станции «Южная». На данном участке проектом предусмотрен двухпутный тоннель. До настоящего времени ни в одном из российских метрополитенов, а также метрополитенов, расположенных на постсоветском пространстве, такие тоннели еще не строились.

Общая протяженность двухпутного участка механизированной проходки составляет 3 787 м. Промежуточная станция «Дунайский проспект» (длиной 200 м) будет построена открытым способом. Двухпутный тоннель имеет внешний диаметр 10,3 м, сооружается с использованием ТПМК (тоннелепроходческий механизированный комплекс) с грунтопригрузом производства фирмы Herrenknecht, серийный номер S-782.

Первый участок тоннеля (от станции «Южная» до промежуточной станции «Дунайский проспект») сооружается на мелком заложении. Далее, тоннель заглубляется. Тоннель заканчивается в демонтажной камере, находящейся за станцией «Проспект Славы».

Данный участок входит во второй пусковой комплекс Фрунзенского радиуса 5-й линии петербургского метрополитена. Участок включает в себя: 

  • перегонный двухпутный тоннель от станции «Проспект Славы» до станции «Южная» диаметром 10,3 м и протяженностью 3,79 км с шахтами №№ 625, 626 
  • перегонные однопутные тоннели от станции «Международная» до станции «Проспект Славы» диаметром 5,63 м и протяженностью 200 м 
  • стартовый котлован для монтажа тоннелепроходческого механизированного комплекса 
  • станционный комплекс «Проспект Славы» глубокого заложения колонного типа с демонтажной камерой и шахта № 624 
  • два эскалаторных тоннеля ст. «Проспект Славы» с монтажом 4-х ниток эскалаторов каждый 
  • два подземных вестибюля ст. «Проспект Славы» с подземными пешеходными переходами 
  • станционный комплекс «Дунайский проспект» мелкого заложения длиной 200 м. Станционный комплекс и вестибюль станции располагаются в едином подземном пространстве. Выходы оборудованы эскалаторами, траволаторами и подъемниками для инвалидов 
  • станционный комплекс «Южная» наземного типа с галереей.

Срок завершения работ – 20 декабря 2018г. 

Основными участками строительства являются (в направлении с юга на север):

  • открытый участок линии, на котором располагается станция "Южная";
  • стартовый котлован для ТПМК;
  • подземный участок линии по направлению к станции "Проспект Славы" в двухпутном исполнении с промежуточной станцией «Дунайский проспект»;
  • станция «Дунайский проспект», мелкого заложения колонного типа;
  • станция «Проспект Славы» глубокого заложения колонного типа с двумя эскалаторными тоннелями;
  • демонтажная камера в районе «Проспект Славы»;
  • перегонные тоннели в однопутном исполнении (диаметром 5,6 м) между станцией «Проспект Славы» и станцией «Международная».

История ОАО «Метрострой» берет свое начало с 21 января 1941 года. В этот день народный комиссар путей сообщения Лазарь Моисеевич Каганович подписал приказ об образовании в Ленинграде Строительства №5 НКПС. Вновь созданная организация должна была построить в городе метрополитен, который бы объединил городские вокзалы и облегчил острую транспортную ситуацию того времени. Первым начальником Метростроя стал московский строитель – Иван Георгиевич Зубков.

Война лишила метростроителей пяти лет и первого начальника, который погиб в 1944 году. Однако и во время войны, когда метростроители стояли на защите города, и сразу после нее, главная цель всего коллектива оставалась одной – обеспечить наш город надежным и удобным транспортом – метро.

За годы своего существования организация три раза меняла свое название. В 1946 году Строительство №5 НКПС было переименовано в Ленметрострой, а в 1991 году, после окончания приватизации – в ОАО «Метрострой».

Сегодня ОАО «Метрострой» - это центр управления строительством не только петербургского метрополитена, но и многих других значимых городских объектов. Организация, не смотря на свою юридическую автономность, продолжает объединять строительно-монтажные управления, заводы и предприятия, сохраняя структуру, которая складывались годами. В 90-е годы во время перестройки многие предприятия города были вынуждены сокращать свою базу, отказываясь от социальных объектов. ОАО «Метрострой» стал одной из немногих организаций, сумевших сохранить в это трудное время свою базу отдыха в Приморске, стадион на Левашовском проспекте, поликлинику Метростроя. С 1974 года, когда был образован Лицей Метростроя, готовивший молодые кадры, Метрострой оказывал и продолжает оказывать поддержку учебному заведению, понимая всю важность и необходимость наличия собственной учебной базы.

Последние годы характерны для петербургского Метростроя активным расширением видов деятельности. В 2006 году организация выиграла тендер на строительство судопропускного сооружения С-1 и автодорожного тоннеля Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, в 2009 году приступила к строительству Ленинградской АЭС-2 в Сосновом Бору, активно развивает направление микротоннелирования. Помимо этого ОАО «Метрострой» принимает участие в международных тендерах на строительство метро, канализационных коллекторов и других объектов подземного и транспортного строительства России и зарубежья.